Судьба музыканта – странная штука. Кто-то горы денег уже в конце восьмидесятых, к кому-то всенародная любовь пришла через десятилетия, а кто-то так и не воплотил в жизнь свои мечты и не смог стать кумиром волосатой молодёжи. И сцена соцлагеря – хорошая иллюстрация тому. В то время, как поляки Turbo катались по Европе и издавались на Noise Records, где-то в чешских гаражах зрели семена зла в виде Root и Master’s Hammer, а в сербском (тогда ещё югославском) Белграде собрался спид-металический состав Demoniac. Записав пару демо-кассет и полноформатный магнитоальбом, а заодно и слегка обновив состав , к 1992-му группа наконец-то нашла издателя в виде культового для Югославии Explosive Records и отправилась в студию записывать свой первый и, увы, последний LP.
К тому времени классические жанры метала на западе были прижаты с одной стороны волной гранжа, а с другой – медленно зарождающимся блэк-металом. Лучшие дни спид-метала давно миновали, даже отцы-зачинатели жанра Helloween ушли к коммерческому року, а большая часть менее удачливых групп просто загнулась. Посему для своего времени материал «Touch the Wind» звучит достаточно архаично, что усугубляется ужасным продакшном. Звук на альбоме очень жидкий, что губительно для подобной музыки, да и качество записи не блешет. Ко всему прочему, вместо полноценных ударных на альбоме звучат электронные «блины», к чему нужно привыкать. Однако, стоит ненадолго абстрагироваться от всего этого и прислушаться к музыке. И вот тут Demoniac начинают радовать.
С первых нот заметно, что музыканты находились под явным влиянием немецкого спид-пауэра: скоростные и в то же время мелодичные композиции, высокий вокал и, что самое главное, чертовски цепляющие риффы. Далеко не каждая восточноевропейская группа могла похвастаться подобным сонграйтингом и подобным уровнем профессионализма. Вообще, то, что касается самой музыки тут практически идеально, подкачала лишь реализация. Тексты пусть и написаны на кривоватом английском, но в канву альбома вписываются неплохо: антивоенные гимны, всяческие размышления о человеческой свободе вполне приятны уху. И, казалось бы, эта пластинка – очередной андеграундный альбом, ничем особым не выделяющимся, но во время прослушивания обнаруживается одна интересная особенность, которая в корне изменила моё отношение к Demoniac.
1992-й был сложным годом не только для тяжелой музыки, но и для Югославии. Страна разваливалась на куски, а к жизни в ней лучше всего подошла бы поговорка «хорошо хоть жив остался». В принципе, коснулось оно и югославских музыкантов. Видные сатанисты Bombarder самоликвидировались на какое-то время, девиантный «панк по национальности и друг по профессии» Satan Panonski словил пулю ,защищаю родную Хорватию, а Demoniac, несмотря ни на что, всё же записали альбом и даже, если верить очевидцам, были активны ещё несколько лет после этого. Всё это наложило свой отпечаток на запись: во время прослушивания кажется, что в воздухе так и витает чувство некой неминуемой тревоги. Благодаря этой атмосфере «Touch the Wind» выглядит настоящим маленьким шедевром.
Но, как я уже писал в самом начале рецензии, судьба – штука странная. Demoniac, хоть и оставили тёплые воспоминания в сердцах сербских металистов 90-ых, но настоящего успеха не добились и до нового тысячелетия уже не дожили. Во многом это связано с тем, что пластинок с «Touch the Wind» напечатали не так много, по некоторым данным не больше полутысячи. Да и те, что были напечатаны, частично погибли под НАТО-вскими бомбардировками Югославии в 99-м, а дожившие до наших дней уходят с аукционов по сотне-другой долларов. Кассетные издания тоже не шибко добавили группе популярности. И это очень печально, ведь благодаря этому маленькое произведение искусства долгое время было практически неизвестно, а сейчас полюбиться оно может только самым олдскульным die-hard металистам, которые не обратят внимание на продакшн альбома и его малоизвестность. Остаётся только надеяться, что какой-нибудь правильный лейбл возьмётся за переиздание материала Demoniac. Они это заслужили.